Вопрос-ответ
Накапливать отработанное масло можно как в пластиковой, так и в металлической таре.
Для этих целей оптимально использовать пластиковую ёмкость вместительностью 1 000 литров (1,000 м3). Она занимает мало места, имеет металлические рёбра жёсткости, удобную закрывающуюся горловину для залива.
Второй Экономный вариант – бывшие в употреблении металлические бочки вместительностью 200 литров (0,200 м3).
Оба варианта ёмкостей можно без труда приобрести на вторичном рынке.
Необходимо произвести рекультивацию данного участка как собственными силами, так и с привлечением компании специализирующейся на данном виде деятельности.
Промасленный (загрязненный нефтепродуктами) слой земли необходимо сдать на утилизацию/обезвреживание в организацию, имеющую лицензию на право обращения с отходами I-IVкласса опасности.
Можно.
В случае промышленного сбора отработанных масел желательно организовать раздельный сбор отходов масел с разделением по группам, в соответствии с ГОСТ 21046-2015 «Нефтепродукты отработанные»:
- Группа ММО (Масла моторные отработанные: универсальные, карбюраторные,дизельные, для авиационных поршневых двигателей);
- Группа МИО (Масла индустриальные отработанные: трансмиссионные,индустриальные, газотурбинные и турбинные, трансформаторные,компрессорные, гидравлические, антикоррозионные,электроизоляционные);
- Группа СНО (Смеси отработанных нефтепродуктов: нефтяные промывочные жидкости; масла, применявшиеся при термической обработке металлов; цилиндровые, осевые масла; масла для прокатных станов; масла, извлекаемые из отработанных нефтяных эмульсий; смеси нефти и нефтепродуктов, собранные при зачистке средств хранения, транспортирования и извлекаемые из очистных сооружений и нефтесодержащих вод. Специальные жидкости: охлаждающие (в том числе смазочно-охлаждающие); тормозные).
Каждая группа отработанных масел имеет разную коммерческую стоимость!
Нет, не нужна.
Нужно лишь правильно оборудовать место НАКОПЛЕНИЯ отходов масел:
Места накопления отработанных нефтепродуктов должны быть ограждены, защищены от атмосферных осадков, оборудованы устройствами и приспособлениями, исключающими попадание в окружающую среду отработанных нефтепродуктов при их сборе, хранении и транспортировке, укомплектованы противопожарным инвентарем, снабжены надписью: «Огнеопасно», а помещение (при необходимости) оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Первичный сбор отработанного масла должен осуществляться в специально предназначенные герметически закрываемые ёмкости.
Ёмкости для сбора и временного хранения отработанных масел могут находиться как в производственной зоне, так и вне её. Ёмкости обязательно должны иметь маркировку.
В случае если ёмкости устанавливаются на прилегающей территории, площадка для накопления отработанных масел должна иметь твёрдое покрытие и навес, исключающий попадание воды и посторонних предметов.
Ёмкости с отработанным маслом должны быть оборудованы металлическими поддонами. Поддон должен обеспечивать удержание масла в случае перелива не менее 5 % объёма.
Полы в помещениях и под навесами должны быть покрыты влагонепроницаемыми и маслонепроницаемыми материалами и оборудованы сточными канавками.
Помещение для хранения отработанного масла должно быть оборудовано вытяжной вентиляцией.
Площадки и навесы, где хранятся ёмкости с отработанными маслами, должны быть ограждены.
При хранении ёмкостей с отработанными маслами необходимо следить за их герметичностью, не допускать случаев загрязнения отработанными маслами компонентов окружающей среды (пробки бочек необходимо плотно затягивать).
В местах хранения должны быть вывешены инструкции о порядке обращения с отработанными маслами и по противопожарному режиму.
Для ликвидации возможных разливов масла, в помещении для хранения и на площадках, должен иметься ящик с песком (реагентом), лопата.
При обращении с отработанными маслами ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
- устанавливать ёмкости с отработанными маслами вблизи нагретых поверхностей;
- хранить ёмкости с отработанным маслом совместно с другими материалами и веществами;
- сливать масла в канализацию на почву, водные объекты;
- привлекать для работ с отработанными маслами лиц, не прошедших предварительный инструктаж, и лиц моложе 18 лет;
- сжигать отработанное масло и ГСМ;
Все хозяйствующие субъекты, осуществляющие работы по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, с 01.07.2016г. обязаны получить лицензию на осуществление этой деятельности. Предоставленный Федеральным законом от 29.12.2015 N 404-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» переходной период для получения лицензии не распространяется на виды работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» является уполномоченным органом по выдаче лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
С 1 июля 2016 года осуществление указанных работ с отходами I — IV классов опасности без лицензии будет являться административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена:
- ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа (для юридических лиц — до 50 тысяч рублей);
- ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа (для юридических лиц — до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Кроме того, осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности без лицензии может быть квалифицировано как незаконное предпринимательство, что влечет за собой уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). При установлении таких случаев материалы будут направляться в правоохранительные органы для принятия мер реагирования.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов» (Зарегистрирован в Минюсте России 08.06.2017 № 47008).
ФККО 2014 сохранил преемственность с данными ФККО 2003 в отношении установленных ранее классов опасности отходов, и таким образом выданные и утвержденные Росприроднадзором и его территориальными органами (ранее — Ростехнадзором и его территориальными органами) разрешительные документы в области обращения с отходами (то есть нормативы образования отходов и лимитов на их размещения; лицензии на лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами), а также материалы отнесения отходов к конкретному классу опасности не требуют переоформления до истечения указанного в них срока действия, за исключением двух случаев:
- при наступлении установленного законодательством Российской Федерации случая необходимости переоформления разрешительной документации;
- при выявлении несоответствий в установленном классе опасности конкретного вида отхода, указанного в разрешительных документах природопользователя, в том числе в подготовленных им материалах отнесения, с классом опасности этого вида отхода, установленного федеральным классификационным каталогом отходов.
Для удобства использования и руководства в своей деятельности хозяйствующим субъектам разработан переходный конвертор из ФККО 2003 в ФККО 2014.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с целью обеспечения соблюдения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, в части обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями на территории Российской Федерации разъясняет следующее.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция) гарантированно право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Реализация положений, предусмотренных ч.1 ст.9, ч.2 ст.36, ст.58 Конституции, обеспечивается, в том числе, путем правильного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды.
Специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с 01.03.2014 «ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям» (далее — Технический регламент), который в соответствии со ст. 2 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации (заключено в г. Санкт-Петербурге 18.11.2010), ратифицированный Федеральным законом от 27.06.2011 N 152-ФЗ, является нормативным правовым актом прямого действия.
На основании изложенного несоблюдение требований Технического регламента относится к нарушениям экологических требований.
Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлены запреты при обращении с отработанными смазочными материалами, отработанными маслами и отработанными специальными жидкостями, утратившими эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей (далее — отработанная продукция).
В число запретов входят сброс (слив) в водоемы, на почву и в канализационные сети общего пользования; вывоз на полигоны для бытовых и промышленных отходов с последующим захоронением; смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств — членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды; смешение с продукцией, содержащей галогенорганические соединения; применение в качестве анти адгезионных материалов и средств для пропитки строительных материалов.
С учетом требований пункта 3.3 Технического регламента идентификация отработанной продукции проводится по признакам, в том числе предназначена исключительно для переработки (утилизации) с целью получения товарных нефтепродуктов и использования в качестве исходного сырья для получения товарных нефтепродуктов.
Согласно п. 3.8.1 Технического регламента отработанная продукция подлежит сдаче на пункты сбора отработанной продукции для подготовки к последующей переработке (утилизации). Хранение отработанной продукции осуществляется по маркам или группам согласно приложению 2 к Техническому регламенту.
Одновременно обращаем внимание, что за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления предусмотрена административная ответственность, установленная ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, в том числе в виде административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
При этом необходимо учитывать, что в случае обращения с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, которые содержат стойкие органические загрязнители, необходимо руководствоваться положениями Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях (Стокгольм, 22 мая 2001 года) и ГОСТ Р 55829-2013 «Ресурсосбережение. Наилучшие доступные технологии. Ликвидация отходов, содержащих стойкие органические загрязнители», который вступит в силу с 01.01.2015.